Частный бизнес может заработать на олимпийской символике полмиллиарда долларов
В отличие от "Олимпстроя", который тратит деньги, оргкомитет "Сочи 2014" их зарабатывает. Бюджет оргкомитета размером 2 млрд долларов на 80% закрывается за счет спонсорских контрактов и лицензионных договоров с производителями и продавцами товаров и услуг.
Прием заявок на право пользования символикой Игр был объявлен по 63 товарным категориям, тем, что не противоречат олимпийским идеалам. Вероятный объем продаж официальных товаров "Сочи 2014" в оргкомитете оценивают в 500 млн долларов. Только роялти (отчислений с продаж) организаторы соберут до 100 млн долларов. Удастся ли лицензиатам заработать на олимпийской лихорадке, попытался выяснить Forbes.
Сочинские Игры - первый случай в истории спортивного брендинга, когда у Олимпиады появились сразу три символа: медведь, леопард и заяц. Изображения зверей выставили на лицензионную продажу вместе с логотипом Олимпиады. Покупатель получал право помещать их на свою продукцию.
- В Сочи стартует долгожданная Олимпиада: спортивные и политические прогнозы
Но талисманы - товар и сами по себе, как игрушки. По словам сотрудника одной из компаний, участвовавших в лицензионном конкурсе, "в категории игрушек все хотели производить плюш, поскольку он лучше всего продается". Минимальный лицензионный платеж в категории мягких игрушек был в пять раз выше, чем платеж за лицензию на все остальные виды игровых товаров.
Лицензиатами в категории "мягкие игрушки" стали два заявителя - ООО "Некст-тайм" и ИП "Сохацкий О. В.". Победителей ждали настоящие мытарства. Меньше чем за четыре месяца дизайнер "Некст-тайм" почти 30 раз съездил на фабрику в Китай перешивать образцы. Зачастую прямо из аэропорта менеджер приезжал в офис оргкомитета Олимпиады показывать очередную партию мягких талисманов. В процессе леопард поменял цвет шкуры и перестал быть белым, много возни было и с зайцем, про него говорили, что он слишком озорной и надо его сделать более серьезным.
Примерно пятую часть своей олимпийской выручки компании-лицензиаты заплатят оргкомитету в качестве роялти. Эти суммы не раскрываются, но олимпийские плюшевые игрушки продаются на 20-30% дороже, чем другие игрушки того же типа. В наценку закладываются лицензионный сбор и страховка на случай, если часть произведенной продукции (предположительно, 10-15%) останется нераспроданной по завершении Олимпиады.
С момента получения лицензии в августе 2011 года "Гранд Тойз" продала 2 млн плюшевых игрушек-талисманов, что в общем объеме продаж составляет около 10%. Диапазон розничных цен - от 500 до 3000 рублей. Выручка "Некст-тайм" за 2012 год выросла более чем вдвое - до 1,3 млрд рублей. Половина прироста пришлась на товары по олимпийской лицензии.