"Ведомости": на что Якунину приходится брать деньги у государства и как железная дорога привела главу РЖД в порт
Глава РЖД Владимир Якунин расширяет сферу своих интересов: помимо железных дорог его теперь интересуют порты. "Ведомости" провели собственное расследование, как авантюрный проект построить порт в Лужской губе Финского залива с приходом Якунина расцвел на бюджетном финансировании.
В начале 1990-х мысль о строительстве нового порта пришла в голову петербургскому предпринимателю Илье Баскину. Вскоре у "Компании Усть-Луга" появился еще один совладелец - петербургский девелопер Валерий Израйлит. Он взялся за проект и привлек к нему полезных знакомых, в частности, бывшего вице-премьера Альфреда Коха. А вместо Баскина, в 2001 году вышедшего из проекта, председателем совета директоров "Компании Усть-Луга" в октябре 1999 году стал Владимир Якунин. В то время он возглавлял Северо-Западную окружную инспекцию Главного контрольно-ревизионного управления президента РФ.
Якунин оказался в Усть-Луге, так как небольшие бюджетные деньги шли в проект уже тогда и он проверял, как эти деньги расходуются. Интерес оказался взаимным: Усть-Луге нужно было привлечь к порту внимание государственных "тяжеловесов", а Якунин верил, что государству такой порт нужен, пишет газета.
Государство не интересовалось портом, пока "он был на уровне просеки в лесу, - вспоминает Кох. - Якунин начал серьезно участвовать, когда проект обрел более или менее понятную форму". Якунин оставался председателем совета директоров до конца 2005 года.
В 2002 году "Компания Усть-Луга" подписала соглашение с Минтрансом, Министерством путей сообщения и Ленинградской областью, а еще через год - с Минимуществом. Это позволило компании стать полноценным заказчиком-застройщиком порта, что, в свою очередь, сделало ситуацию предсказуемой для частных инвесторов.
В проект поверили серьезные люди - сегодня свои терминалы в Усть-Луге есть у Геннадия Тимченко и Леонида Михельсона, Александра Жукова, Искандера Махмудова, Владимира Лисина и др.
Стабильное государственное финансирование Усть-Луга получила в середине 2000-х. За 2006-2012 гг. на развитие портовой инфраструктуры из федерального бюджета выделено 18,5 млрд рублей, а на 2013-2020 гг. предусмотрено еще 17,7 млрд.
Из отчета "Компании Усть-Луга" следует, что до конца 2012 года государство из федерального бюджета вложило в проект 21,6 млрд, частные инвесторы - 120,6 млрд рублей, а РЖД, устраивающая железнодорожные подходы к порту, - 64,4 млрд.
Государству в лице Леноблимущества в "Компании Усть-Луга" принадлежит 20,99%, РЖД - 7,15%, всего выходит 28%. У кого остальные доли, кто контролирует подрядчиков, осваивающих в порту государственные деньги, и попытались выяснить "Ведомости".
Одним из бенефициаров "Компании Усть-Луга" называют Израйлита, которому продал свои 20% Альфред Кох. Израйлит был связан с петербургским ЗАО "Новые ресурсы", которое владеет 16,82% "Компании Усть-Луга".
23,06% в "Компании Усть-Луга" владеет лихтенштейнская Investport Holding Establishment. Эта же компания через кипрскую Longsound Investments владела миноритарной долей в петербургском "Росрегионпроект девелопменте", который занимался проектом застройки территории станции Московская-Товарная в Петербурге. Гендиректор "Росрегионпроект девелопмента" - Валентин Чимпоакэ, давний знакомый и партнер сына Якунина Андрея. Они вместе работали в петербургской гостинице "Прибалтийская": Якунин был гендиректором, Чимпоакэ - председателем совета директоров.
20,28% "Компании Усть-Луга" принадлежит паевому фонду, которым управляет ЗАО "УК РВМ капитал". Эта компания входит в ИГ "Росвагонмаш". Крупнейший владелец ИГ "Росвагонмаш" - советник Якунина Сергей Орлов.
Проектировщик предпортовой станции Лужская, железнодорожных подходов к портам и ветки на Ивангород, а также автомобильных дорог - ОАО "Ленгипротранс" может быть связано с советником президента РЖД Андреем Крапивиным. Его Якунин-старший называл старым знакомым, "бизнесменом и советником на общественных началах", рассказывает издание.
Есть среди подрядчиков и партнеры Якунина по охоте. Так, структуры петербургского предпринимателя Владимира Васильева занимаются обустройством железнодорожных подходов к порту Усть-Луга. Якунин и Васильев с 2007 г. являются учредителями охотхозяйства в Ленинградской области - ООО "Настоящая охота".
Впрочем, Андрей Якунин объяснил, что петербургский деловой круг довольно мал, в нем все знают друг друга, но делать из этого выводы о взаимосвязи бизнесов, о покровительстве или о том, что его деловые интересы каким-то образом распространяются на порт Усть-Луга, некорректно.
Якунин готов помериться влиянием с Сечиным
"Ведомости" же делают собственный вывод - Владимир Якунин меряется влиятельностью и топ-менеджерской силой с Игорем Сечиным.
Только президенту РЖД удалось добыть средства из фонда национального благосостояния, причем на такой долгий срок, что вспоминается известная история про Ходжу Насреддина, падишаха и осла, пишет издание. 150 млрд рублей уже почти у Владимира Якунина в распоряжении, а вопрос, как они будут возвращаться, все обсуждается в правительстве.
Медиаприсутствие Якунина также сильно выросло - причем немедленно после того, как прошла фальшивая информация о его отставке с поста президента РЖД.
РЖД также откликнулись на обвинения оппозиционера Алексея Навального в адрес главы компании. Накануне в своем блоге Навальный рассказал об итогах расследования своего Фонда по борьбе с коррупцией, который очень, по словам Навального, заинтересовался "шубохранилищем", приписываемым главе РЖД Владимиру Якунину. Блоггер утверждает, что ему удалось распутать схему того, "как пилят" в семье Якунина, вкладываясь в отели и элитные дома.
Правительство также предприняло демарш - премьер Дмитрий Медведев утвердил перечень из 29 госкомпаний, госкорпораций и организаций, руководители которых обязаны, как и госслужащие, отчитываться перед правительством о своих доходах и расходах. Из крупных госкомпаний в перечне оказалась только РЖД.