На средства Фонда национального благосостояния нашелся еще один претендент - "Мечел"
Владелец "Мечела" Игорь Зюзин предложил выделить деньги из Фонда национального благосостояния не только госкомпаниям, но и частным инвесторам. На совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова, посвященном развитию Транссиба и БАМа, он заявил, что "Мечел" готов развивать железнодорожные подходы к порту Ванино, куда ведут пути от БАМа, но с привлечением средств ФНБ.
В секретариате Игоря Шувалова "Коммерсанту" подтвердили, что вопрос о предоставлении средств ФНБ частным компаниям поручили проработать Минфину и Минэкономики.
Сейчас средства ФНБ вложены в долговые обязательства иностранных государств, а также лежат на депозитах в ВЭБе. На Петербургском экономическом форуме президент Владимир Путин заявил, что из фонда на возвратной основе будет вложено 450 млрд рублей в инфраструктурные проекты: строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва-Казань, Центральную кольцевую автомобильную дорогу и модернизацию Транссиба.
Впрочем, почти сразу о претензиях на средства ФНБ заявили еще и государственные Объединенная авиастроительная корпорация, Объединенная двигателестроительная корпорация и Объединенная судостроительная корпорации. Среди частных компаний "Мечел" первым открыто поднял вопрос об освоении средств ФНБ.
Источник издания подчеркнул, что Игорь Шувалов "понимает, каким высоким может быть интерес к освоению средств ФНБ, поэтому хочет поднять планку ответственности претендентов на средства фонда максимально высоко".
Однако высокопоставленный источник в ОАО РЖД считает, что предоставление средств ФНБ "Мечелу" "может быть небезопасно для фонда", учитывая, какая сейчас долговая нагрузка у компании - 9,2 млрд долларов. При этом состав владельцев порта Ванино, который "Мечел" купил у государства, а затем частично перепродал, остается неизвестным.
Так, "Мечел" утверждает, что сохранил фактический операционный контроль над Ванино, но называть покупателей порта отказывается. В законности сделки усомнилась ФАС. Однако российские власти ранее заявили, что считают ее легитимной, хоть и идущей вразрез с задачами, поставленными ранее президентом.